суббота, 11 декабря 2010 г.

Воспоминания пожилых

В последнее время я стала по-другому относиться к пожилым. Какое удивительное слово "пожилой", это значит человек, который прожил на этом свете долгую жизнь, много повидал, много пережил. И часто, слушая их, я ловлю себя на мысле,  как мы все неблагодарны, что нас миновали бедствия, что пережили наши пожилые. Очень часто мы жалуемся на наши времена: нет работы, денег, здоровья, счастья, удачи. Ребята, опомнитесь. Мы ходим в магазины, где есть все, а деньги для покупки этого всего нужно только нагнуться и подобрать.

Моя мамочка родилась 1 февраля 1931 года. И осенью 41 ей было всего 10 лет. Ребятишки, молодые женщины собирались, и на лодках уходили на взморье собирать чилим. Чилим  это водяной орех, который спасал жителей Астраханской области от голода. Его собирали, сушили, кололи, сердцевину размалывали в муку и пекли лепешечки вместо хлеба.
Наверное, и поэтому тоже его отнесли к исчезающему виду, так как в 42 году мама смогла привезти 130 ведер уже сухого чилима. Но не это главное, орех собирают, стоя по пояс в воде в октябре месяце! У нас и сейчас в октябре не +30, а в 41 - 44 годах и того холоднее.

Мама, вспоминая это, плачет, о тех маленьких мальчишечках, которым не давали сменного белья, его просто не было. Вот так во всем мокром они и возвращались обратно домой. У моей мамочки было много родственников, ее кузены умирали рано, потому что дети военной поры с детства уходили в море ловить рыбу. Тяжкий труд в холодной мокрой посудине.

Моему любимому крестному отцу 89 лет. Он не воевал, потому что был авиатехником на учебном аэродроме, и жили они всю зиму в палатках, которые не обогревались. Но когда его спрашиваешь сейчас:" Как дела?" Он неизменно отвечает:"Отлично!" Сила духа!

Папиному старшему брату цыганка нагадала, что жить он будет до 82 лет. Он трижды бежал из плена, почти умирал от голода, но всегда был уверен, что останется жив:" Мне же цыганка нагадала". И правда, умер, не дожив 3 дня  до 82. Война догнала. Человек был удивительный - светлый, разумный, весь поселок к нему ходил за советом.

Почему я так мало спрашивала у папы, как он жил? О нем даже есть запись в истории Каспийской флотилии. Во время войны он ремонтировал котел, из которого только что выпустили пар. Обмазали его маслом и вазелином. и он залез внутрь. Дальше он всегда замолкал, а потом - кожа слезала шмотьями. Почему я была так нелюбопытна? Значит прав был классик насчет лености и нелюбопытства. Себя ругать за прошлое не стоит, но проанализировать свои действия надо. Уходит от нас все дальше целый огромный пласт иной жизни, о которой мы знаем лишь понаслышке. Поэтому теперь я постараюсь все запомнить, о чем вспоминают пожилые, и не только запомнить, но и записать.

А насчет того, как нам тяжело жить, и. вообще, жизнь - тяжелая штука... Да, она тяжела для тех, кто так думает. С недавнего времени я думаю иначе. Жить очень здорово и интересно!

3 комментария:

  1. Да, Ирина, статья за душу берет до слез. Вспомнила, как мне отец рассказывал, как мальчишкой был в оккупации. Рядом немцы лютуют, а сверху наши бомбят.Грех нам жаловаться.Спасибо тебе за этот пост!

    ОтветитьУдалить
  2. У меня та же беда: не спрашивала подробности жизни родителей, а теперь осталась только с тем, что знаю.
    И хотелось бы некоторые моменты уточнить, подробней пораспрашивать, да не у кого...
    Как бы вспоминать вовремя, чтобы эту память передавать дальше, нашим детям...
    Спасибо, Ирина!

    ОтветитьУдалить
  3. Наверное эта беда нас всех. Давайте, что можем, исправлять. Спасибо всем за теплые слова. Всех люблю.

    ОтветитьУдалить